Важные документы
Преамбула


Дети – будущее страны, ее главный человеческий капитал. Для того чтобы интеграция России в сообщество развитых стран была успешной, уже сегодня надо заботиться не только о демографии и выживании детей, но и об интеллектуальном потенциале новых поколений.
Сегодня у детей в России есть союзник в лице российских детских библиотек. На протяжении жизни нескольких поколений складывалась национальная сеть детских библиотек, выстраивалась система культурных, информационных, образовательных и социальных составляющих модели библиотечного обслуживания детей.
На сегодняшний день детские библиотеки повсеместно – практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей, их родителей и тех, кто о детях заботится. Это уникальный социальный институт, равно необходимый как для отдельного индивидуума, так и для общества в целом. Уровень благосостояния библиотек – наглядная демонстрация степени экономического благополучия государства и зрелости общества.
В последние годы происходит децентрализация государственного управления культурой и ее компоненты – библиотечной сферы. Региональные и муниципальные власти в целях оптимизации бюджетных расходов на содержание публичных библиотек объединяют детские библиотеки с юношескими или библиотеками для взрослых. Библиотечное обслуживание детей из специализированного и приоритетного становится второстепенной задачей библиотек для взрослых, что напрямую противоречит положению о необходимости «реализации системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек», сформулированному в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
В условиях действующего законодательства, предписывающего соблюдать обозначенную пространственную изоляцию между детскими и взрослыми фондами в целях информационной безопасности ребенка, подобное объединение может привести к значительному сокращению детских библиотек и утрате национального позитивного опыта специализированного библиотечного обслуживания детей, доказавшего свою жизнеспособность и необходимость.
Между тем специфика культуры детства диктует необходимость построения особого библиотечного пространства, учитывающего возрастные и психологические особенности детей, существенно отличающиеся от потребностей взрослого человека и соответствующие духовным, исследовательским и познавательным потребностям ребенка.
Дети должны иметь право на свою суверенную территорию, спроектированную как открытая, саморазвивающаяся система способная к трансформации. Чтобы быть востребованной, библиотека для детей должна стать безопасным, комфортным, свободным пространством для неформального развития личности, чтения, образования, развивающей игры, творчества, общения и досуга, навигатором в цифровом мире.

1. Общие положения


Права детей на информационное и библиотечное обслуживание закреплены в ряде документов, к числу которых, в первую очередь, относится Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации в сфере библиотечного дела.
Настоящая Концепция библиотечного обслуживания детей в России (далее – Концепция) направлена на установление основополагающих принципов формирования социокультурной политики в сфере библиотечного обслуживания детей на федеральном уровне, а также на уровне муниципальных образований.
Концепция разработана в соответствии c общепризнанными нормами российского и международного права в области культуры, библиотечной деятельности и детства. В ней учитываются положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, где предусмотрена «реализация системы мер по сохранению и развитию специализированных детских библиотек».
Ключевым положением, на котором базируется Концепция, является признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. В свете стратегической цели развития Российской Федерации, сформулированной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года как формирование инновационного, социально ориентированного типа экономического развития, дети являются важнейшим ресурсом человеческого потенциала России. Концепцией признается, что «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры». Следовательно, библиотечное обслуживание детей, направленное на их социальное, интеллектуальное и иное развитие, должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности отрасли культуры в целях развития человеческого потенциала страны.
Созданная в нашей стране система детских и детско-юношеских библиотек в настоящее время насчитывает 3552 специализированные детские библиотеки, из них 20 республиканских, 9 краевых и 45 областных детских библиотек. Специализированные детские библиотеки, составляя лишь 8,5% всех библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации, обслуживают около 22% всех пользователей библиотек нашей страны.
Кроме специализированных библиотек обслуживанием детей занимаются библиотеки общеобразовательных учреждений - школ, лицеев, гимназий, а также около 50 тыс. публичных библиотек субъектов Российской Федерации.
Наличие разветвленной сети детских библиотек в России в определенной степени определяет ее имидж и культурный статус в мировом сообществе. Детская библиотека - часть государственной системы сохранения и передачи культурного наследия нации - служит инструментом улучшения качества жизни населения, является одним из факторов обеспечения стабильного и бесконфликтного развития общества.
За более чем столетнюю историю существования российские детские библиотеки сформировали уникальные фонды, накопили богатый опыт популяризации книги и приобщения детей к чтению. При этом данные библиотеки обладают не только обширными материалами, предназначенными для детей и подростков, но и специалистами, знающими педагогику и психологию, особенности организации информационно-библиотечного обслуживания детей и подростков.
Библиотеки способствуют повышению образовательного уровня детей, предоставляют широкие возможности для развития творческой, социально ответственной личности, остаются также практически единственными на сегодняшний день некоммерческими социально-ориентированными учреждениями культуры.
Концепция призвана описать действующую модель библиотечного обслуживания детей в библиотеках России, определить миссию, стратегические цели и приоритетные направления деятельности, пути, методы и средства достижения этих целей.
Цель настоящей Концепции – содействие развитию библиотечного дела и создание условий для эффективного функционирования библиотек, обслуживающих детей, в соответствии с запросами ребенка, общества и государства. Концепция направлена на усиление роли детских библиотек Российской Федерации как значимого ресурса развития общества, культуры и образования, на становление библиотечного дела как современной высокотехнологичной отрасли.
Концепция создается в момент происходящих в обществе глубоких политических, экономических, демографических и социально-культурных изменений, связанных с активным внедрением информационных технологий, освоением новых методик использования гуманитарных ресурсов и повышением требований к качеству библиотечных услуг.
Концепция учитывает следующие важнейшие проблемы библиотечной деятельности:
• несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей библиотечную деятельность, которая не охватывает всего спектра существующих отношений, связанных со спецификой функционирования детских библиотек;
• неотрегулированность финансового обеспечения библиотек в условиях рыночной экономики; бедность материально-технической базы библиотек, препятствующая эффективному решению задач по сохранению и популяризации ценностей чтения и приобщения к мировой культуре;
• неравномерность развития библиотек различных территорий России, когда наряду с ведущими детскими библиотеками, работающими на уровне мировых стандартов, имеется множество библиотек, не соответствующих современным потребностям общества
• отставание в освоении и внедрении детскими библиотеками новых технологий и практик; отсутствие мотивации к модернизации и внедрению инноваций в своей деятельности;
• кризис кадрового обеспечения отрасли, связанный с несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров, низким статусом и низкой оплатой труда библиотечных специалистов.
В процессе становления рыночной экономики прослеживается тревожащая тенденция слияния и сокращения сети специализированных детских библиотек. Так, за период с 2000 года сеть детских библиотек сократилась на 895 единиц. При этом процесс ускоряется: если за 2010 год потеря составила 42 библиотеки, то за 2011 - 108, за 2012г.- 301 детскую библиотеку. В этих условиях заметно возрастает роль поддержки государством не только функционирования, но и развития библиотек, обслуживающих детей, основные направления которого очерчивает Концепция.
В Концепции обозначены основные подходы, идеи и способы решения отмеченных проблем. Концепция исходит из того, что детские библиотеки участвуют в решении насущных задач общества, таких как:
• повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития личности ребенка через непрерывное образование и самообразование;
• улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к национальным и мировым информационным ресурсам и культурным ценностям;
• формирование национальной, региональной и локальной идентичности личности ребенка на основе исторического сознания и социальной ответственности;
• формирование и внедрение ценностей и стандартов здорового образа жизни, социального доверия, толерантности, экологически ответственного поведения ребенка;
• создание на основе ресурсов информационного и культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития регионов; развитие межкультурного диалога.
Решение проблем, препятствующих развитию библиотечной деятельности, позволит детским библиотекам активнее участвовать в решении актуальных социальных проблем и способствовать сохранению и развитию интеллектуального и культурного наследия будущих поколений российских граждан.
Концепция составлена с учетом предыдущего текста (2011г.), Руководства для детских библиотек России (2009 г.), Руководства ИФЛА по обслуживанию детей до трех лет (2007 г.), Рекомендаций ИФЛА/ЮНЕСКО к Интернет-манифесту (2006 г.), Руководства для детских библиотек (2003 г.). В Концепции отражены предложения специалистов в области библиотечной деятельности и детского чтения, представителей профессиональных объединений, а также результаты общественного обсуждения вопросов развития библиотечного обслуживания детей на различных публичных мероприятиях.
Сроки реализации Концепции: 2014–2020 гг.


Миссия, цель и задачи библиотек,обслуживающих детей


Миссия библиотек, обслуживающих детей – создание комфортных условий для приобщения детей к ценностям мировой и отечественной культуры, удовлетворение потребностей в духовном и интеллектуальном росте, образовании и самообразовании, обеспечение равного доступа к информации.
Основная цель библиотек, занимающихся обслуживанием детей - содействие успешной социализации подрастающего поколения путем предоставления широкого спектра качественных информационно-библиотечных ресурсов и услуг, соответствующих возрастным особенностям и потребностям детей.
Реализация намеченной цели предполагает решение библиотеками, обслуживающими детей, следующих задач:
• стимулирование активности детских библиотек в сфере образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг;
• внедрение современных технологий и практик во все направления библиотечной деятельности;
• выстраивание эффективной сети детских библиотек и развитие корпоративного взаимодействия;
• формирование позитивного восприятия чтения у детей - посетителей библиотек;
• повышение привлекательности и комфортности библиотек для детей;
• обеспечение защищенного библиотечного и информационного пространства;
• выработка профессиональных стандартов и критериев эффективности библиотечной деятельности;
• укрепление материально-технической базы детской библиотеки;
• совершенствование механизма кадрового обеспечения детской библиотеки;
• совершенствование нормативно-правовой основы библиотечной деятельности.


Современная система библиотечного обслуживания детей в Российской Федерации


В соответствии с федеральным законом «О библиотечном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. (Ст.8.). Это библиотеки, принадлежащие двум ведомствам – Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ
Наиболее многочисленная сеть – 63 тыс. библиотек общеобразовательных учреждений – находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. *
Библиотечное обслуживание детей осуществляют практически все библиотеки органов управления культурой всех уровней. В целом доля читателей-детей составляет до 35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 45%.
В настоящее время в России сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей:
1. Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица, в т.ч.:
• государственная детская библиотека федерального уровня - Федеральное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека»
• государственные детские библиотеки субъектов РФ (республиканские, областные, краевые детские и детско-юношеские библиотеки; муниципальные централизованные системы детских библиотек; самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня)
*[Действующие модели и направления развития библиотек образовательных учреждений описывает разработанная в 2009 году под эгидой Русской школьной библиотечной ассоциации «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», поэтому в Настоящей Концепции деятельность школьных библиотек рассматривается косвенно].
2. Структурные подразделения публичных библиотек, занимающиеся обслуживанием детей.
3. Структурные подразделения организаций культурно-досугового типа.
Государственные детские библиотеки РФ и субъектов РФ
В настоящее время в России действуют одна библиотека на федеральном уровне (Российская государственная детская библиотека) и 76 республиканских, областных, краевых детских и детско-юношеских библиотек. Большинство из них имеет статус центральной библиотеки региона, закрепленный в региональных законах о библиотечном деле.
Российская государственная детская библиотека осуществляет методические функции по отношению к библиотекам, занимающимся обслуживанием детей и ведет мониторинг их деятельности.
Все крупнейшие детские и детско-юношеские библиотеки выполняют функции центральных библиотек: мемориальную, т.е. собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений; перераспределения и взаимоиспользования фондов, организации научно-исследовательской работы и оказания методической помощи библиотекам региона.
Модернизация крупных детских библиотек должна строиться:
• на внедрении новых информационных технологий во все сферы деятельности центральной библиотеки региона;
• на поиске и апробации новых форм обслуживания пользователей;
• на расширении деятельности библиотеки, укреплении ее корпоративных и межведомственных связей;
• на усилении ее роли как центрального информационного ресурсного центра региона.
Центральные детские библиотеки должны стать научно-исследовательскими центрами по изучению детского чтения и детской литературы, центрами мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения.
Центральные детские библиотеки также могут стать центрами, объединяющими различные учреждения и организации, которые занимаются проблемами детей, информационной базой для органов власти с целью выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.
В целях модернизации и повышения качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек и их структурных подразделений. Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства; налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.


Муниципальные (централизованные) системы детских библиотек- самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня
ЦСДБ обслуживают большую часть детского населения городов. В последнее время наметилась тенденция к их объединению с системой публичных библиотек. Это приводит к потере самостоятельности в определении политики библиотечного обслуживания детей, потере статуса и, вследствие этого, возможностей получаемые средства направлять на улучшение деятельности. В результате ухудшается материальное снабжение детских библиотек, которые превращаются в зависимые библиотеки-филиалы или отделы ЦБС.
Объединение детских и взрослых библиотек возможно при соблюдении ряда условий, после тщательно проведенного маркетингового исследования потребностей, интересов и пожеланий жителей данного региона. Объединение библиотек должно иметь достаточные материальные ресурсы (финансирование, помещение, персонал, техническое оснащение). При этом интересы читателя-ребенка, его потребности в библиотеке как месте общения, досуга, игры, информации должны быть приоритетны интересам взрослых.
Развитие ЦСДБ должно идти по пути информатизации всех процессов внутри системы, включения в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживания межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности прежде всего с публичными и школьными библиотеками города.
Структурные подразделения публичных библиотек, занимающиеся обслуживанием детей
В настоящее время все большее количество публичных библиотек включают в сферу своей деятельности обслуживание детей: открываются детские отделения, кафедры, абонементы. Объективной картины уровня эффективности и качества обслуживания детей в централизованных библиотечных системах в публичных библиотеках районов в настоящее время нет. Судя по отдельным данным для многих ЦБС характерна политика вторичного отношения к проблеме обслуживания детей. При небольших объемах комплектования детская литература оседает в центральных взрослых библиотеках, отстает компьютеризация детских библиотек-филиалов. Во многих ЦБС отсутствуют центральные детские библиотеки как исследовательские и методические центры по детскому чтению и работе с детьми. Все это приводит к ущемлению прав детей, составляющих наиболее активную часть пользователей.
Улучшение положения дел с библиотечным обслуживанием детей на муниципальном уровне предполагает, прежде всего, модернизацию существующих детских библиотек-филиалов и сельских библиотек на паритетных началах с остальными библиотеками, входящими в ЦБС.



Структурные подразделения организаций культурно-досугового типа
В последнее время в регионах Российской Федерации в целях оптимизации бюджетных средств наметилась тенденция слияния детских, юношеских и взрослых библиотек и включением их в новую форму учреждений - многофункциональных культурных центров, объединяющих в едином пространстве клуб, библиотеку, детскую школу искусств и т.д. При этом библиотека может остаться без профессиональной поддержки и должного организационно-методического обеспечения, наедине со своими проблемами.
В целом согласно требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ организация библиотечно-информационного обслуживания населения в регионах России относится к компетенции местных органов власти. При этом необходимо всемерно сохранять и развивать сеть детских библиотек. В целях подготовки управленческих решений необходимо проведение объективных исследований эффективности и качества деятельности библиотек по обслуживанию детей, создание общероссийской базы ежегодного мониторинга обслуживания детей в библиотеках России.
В сохранении и модернизации системы библиотечного обслуживания детей в России важную роль призваны сыграть профессиональные общественные организации, как уже существующие - Российская библиотечная ассоциация (РБА), так и новые, которые будут объединять библиотечных специалистов по профессиональному или территориальному признаку.


Нормативно-правовое регулирование деятельности библиотек, обслуживающих детей


Демографические, социально-экономические изменения, возникновение новых государственных и общественных структур, преобразования в социокультурной среде, информационной и технико-технологической сферах оказывают существенное влияние на библиотечную деятельность. Происходящие изменения должны найти отражение в действующем законодательстве.
Необходимо выработать и актуализировать:
• правовые гарантии и административные механизмы специализированного библиотечного обслуживания детей;
• общегосударственные и отраслевые принципы построения библиотечной политики, формирования и реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного обслуживания детей;
• профессиональные стандарты и критерии оценки библиотечной деятельности.
Важнейшей задачей для библиотечного сообщества в целом является развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы в сфере библиотечного обслуживания:
• внедрение социальных технологий по привлечения детей к участию в жизни библиотеки, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся их прав и интересов;
• разработка и внедрение в практику стандартов и методик расширения участия детей в вопросах библиотечного обслуживания;
• создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Необходимо строгое соблюдение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.


Детская библиотека как пространство чтения, коммуникации и дополнительного образования


В настоящее время во всем мире осознана роль чтения в развитии личности. Ситуация, сложившаяся в сфере чтения российского читателя, в особенности подрастающего поколения, признается специалистами весьма сложной и неоднозначной.
Должно быть сформировано движение, возглавляемое профессионалами и поддерживаемое широкой общественностью, по привлечению населения в библиотеку, реализованы программы и проекты изучения и поддержки чтения. В этом контексте детские библиотеки могут стать ключевым звеном в области изучения и продвижения детской литературы и чтения на национальном и региональном уровне.
Актуальные задачи:
• разработка и проведение научных и прикладных исследований в области детской литературы, детского чтения, изучение читательской деятельности подрастающего поколения в ракурсе социологии, психологии, педагогики на социокультурном фоне;
• изучение деятельности библиотеки и других социальных институтов по продвижению чтения, координация деятельности региональных центров детского чтения; разработка стратегий продвижения и пиара чтения;
• изучение проблем культуры чтения и формирования информационной культуры личности и общества; обобщение и трансляция лучших методик и опыта привлечения детей к чтению, практическая работа с детьми и родителями.
В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное расширение задач, стоящих перед детской библиотекой. Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, детская библиотека все больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга.
Модернизация библиотек, обслуживающих детей, будет способствовать освоению новых социальных технологий. Связи с общественностью станут одним из ведущих инструментов формирования библиотечно-информационной политики в области обслуживания детей. Необходимо установить социальное партнёрство с различными группами населения, местными администрациями, некоммерческими организациями и представителями бизнеса, цель которого – решение задач, значимых для всего локального сообщества: формирование единого культурно-информационного и интеллектуально-досугового пространства, помощь в социализации детей.
Продолжится расширение аудитории пользователей детских библиотек за счет дошкольников и их родителей. Если раньше библиотеки посещали, в основном, уже умеющие читать дети, сегодня считается, что ребенка надо поощрять пользоваться библиотекой с самого раннего возраста, так как это будет способствовать тому, что в дальнейшем он будет оставаться читателем библиотеки. Позитивный библиотечный опыт в раннем возрасте способствует развитию в дальнейшем интереса к чтению и грамотности.
Предоставляя широкий круг материалов и мероприятий, библиотеки дают возможность маленьким детям и взрослым, которые их опекают, найти гостеприимное место, располагающее обучающими ресурсами, которые лучше всего подходят для этой возрастной группы.
Сегодня основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях. Библиотеки могут частично компенсировать данный пробел, участвуя в расширении вариативности форм дошкольного образования, организуя сервисные центры психолого-педагогической поддержки семьи, игровой поддержки ребенка.
Должен расшириться объем услуг, предоставляемых библиотекой, родителям (законным представителям) детей, педагогам, социальным работникам, имеющим отношение к воспитанию и образованию детей, транслирующих идеи ценности знания и чтения. Библиотека, инициируя культурные, социальные, просветительские проекты для данной категории пользователей, будет опосредованно содействовать росту интеллектуального и образовательного уровня детей.
Важным направлением, способствующим увеличению спроса на библиотечные услуги, станет развитие PR-технологий, система многопланового партнерства, в свою очередь, предоставит широкие возможности для освоения детскими библиотеками новых технологий.
Возрастает роль детской библиотеки в развитии системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Сопровождение образовательной деятельности – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений работы с детьми в библиотеках. Оно формируется как система взаимодействия библиотеки и ребенка, нацелено на формирование привычки «обучения в течение всей жизни» и должно развиваться по пути интеграции с системой образования всех уровней.
е являясь образовательным учреждением, библиотека выступает в качестве партнера учебных заведений, реализуя разнообразные проекты в сфере дополнительного образования, в библиотеке формируется особое образовательное пространство, одна из основных целей которого – мотивировать ребенка на самостоятельное и увлекательное добывание знаний.
Необходим существенный количественный и качественный рост библиотечных программ, предназначенных детям, и направленных на гуманитарное, естественнонаучное и техническое образование, патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание детей.
Важнейшим вектором развития детской библиотеки становится организация пространства коммуникации для представителей различных социальных, культурных, этнических и конфессиональных групп местного сообщества. Детские библиотеки способны оказать значительное влияние на решение проблемы формирования локальной и региональной идентичности, включаясь в процесс культурной адаптации мигрантов и социализации неблагополучных членов местного сообщества. Предоставляя возможность конструктивного диалога и выражения различных позиций, библиотека превращается в существенный фактор развития гражданского общества.
Условиями модернизации библиотек, обслуживающих детей, является изменение роли ребенка в библиотечном пространстве. Из пользователя-потребителя он превращается в равноправного участника библиотечного процесса. Идеология «открытой библиотеки» строится на основе развития интерактивных форм взаимодействия и сотворчества. Библиотека использует в своей деятельности мнение и идеи ребенка - партнера, отступая от роли авторитарной институции.
В процессе библиотечного обслуживания детей необходимо учитывать следующие приоритетные задачи и принципы:
• Уважение к личности ребенка
• Учет потребностей детей при предоставлении услуг
• Предоставление широкого спектра возможностей для активной позитивной деятельности
• Развитие творческих способностей
• Создание условий для самореализации
• Развитие уверенности в себе и самооценки, умения принимать решения
• Создание комфортной, дружественной среды
• Безопасное, доступное место
• Открытость для всех категорий детей, включая трудных подростков и прочих групп риска
• Возможности для волонтерства и профориентации
• Ориентация в социальной сфере, помощь в адаптации к взрослой жизни
• Современные фонды - книги и чтение как источник радости, познания и самопознания
• Современный технологический уровень
• Учёт мнения пользователей-детей при распределении средств
• Приветливый, квалифицированный персонал
Библиотека становится пространством, в котором ребенок может удовлетворить индивидуальные потребности в знаниях, впечатлениях и общении. Привлечение детей к решению практических задач, стоящих перед библиотекой, совершенствованию услуг, условий, формированию фондов, подготовке и проведению мероприятий – вовлечение в активную позитивную деятельность формирует у ребенка чувство сопричастности, умение принимать решения и нести за них ответственность.


Библиотечное обслуживание детей со специальными потребностями


Библиотеки, являясь социально ориентированными и включенными в решение проблем местного социума учреждениями, еще больше внимания будут уделять развитию сервисов для детей со специальными потребностями.
Участие в создании современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья поможет библиотекам, обслуживающим детей, на правах социального партнерства обеспечить равный доступ детей со специальными потребностями к качественному образованию всех уровней, реализовать их права на инклюзивное образование по месту жительства.
Организация регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в библиотечной сфере, будет способствовать созданию и внедрению системы информационно библиотечного и культурно-досугового сопровождения таких семей.
На базе детских библиотек должны быть созданы условия для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения их в среду здоровых сверстников и обеспечения их участия в культурных мероприятиях, выстроена система творческой реабилитации детей-инвалидов и психологической поддержки их семей.
Библиотеки могут стать полноценной площадкой проведения просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества.
Дальнейшее развитие должен получить уже накопленный в библиотеках собственный опыт технологий мобильного внестационарного обслуживания детей, адаптации библиотечной среды к потребностям детей-инвалидов и детей с особыми потребностями, организации событий.
Значительные усилия библиотек, обслуживающих детей, должны быть направлены на адресную поддержку одаренных детей. Выявление, обеспечение психологического и эмоционального комфорта, создание условий для самореализации и приобщения к чтению каждого талантливого ребенка особенно актуально для библиотек малых городов, сельской местности.
Библиотека должна также стать партнером учебных заведений в осуществление подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми и талантливой молодежью, осуществляя продвижение инновационных технологий и обеспечивая информационно- методическое сопровождение работы с одаренными детьми.


Сохранение, пополнение фонда детских библиотек Российской Федерации и формирование Национальной электронной библиотеки детской книги


Формирование совокупного фонда качественной литературы для детей в оптимальном объеме – одно из условий модернизации информационно-библиотечной деятельности обслуживания детей в России. Согласно рекомендациям Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA) и Российской библиотечной ассоциации стандарт книгообеспеченности составляет 250 книг на 1000 жителей, а библиотечные фонды, предназначенные для использования детьми и юношеством, должны составлять 30% от общего совокупного фонда. Детские библиотеки должны располагать развивающими материалами всех форматов, включая печатный (книги, периодика, комиксы), медиа на различных носителях, игрушками, обучающими играми, обеспечивать свободный доступ к электронным ресурсам для детей.
Критериями отбора документов являются высокое качество источника, соответствие возрасту, актуальность и точность информации, отражение как общекультурных ценностей, так и специфики местной культуры, уважение разнообразия ценностей и мнений.
Важнейшей задачей остается проблема сохранности фондов для нынешнего и будущего поколений детей. Основными приоритетами обеспечения сохранности библиотечных фондов документов для детей являются:
• создание, внедрение и своевременная актуализация единой информационной системы общероссийского мониторинга данных о состоянии фондов детской литературы;
• внедрение современных систем обеспечения сохранности фондов (контроль температурно-влажностного и светового режимов, обеспечение антитеррористической, пожарной, противокриминальной, микробиологической, энтомологической безопасности);
• обеспечение своевременной реставрации особо ценной части библиотечного фонда.
Учитывая важность сохранения и популяризации изданий для детей как части культурного наследия Российской Федерации, а также существующие серьезные проблемы с полнотой и широтой комплектования библиотек, обслуживающих детей, на первый план в ближайшие годы выходит создание Национальной электронной детской библиотеки (далее – НЭДБ), являющейся составной частью распределенного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации.
Созданная на платформе библиотеки федерального уровня подчинения, НЭДБ будет состоять из электронных коллекций документов, включающих печатные издания, переведенные в цифровую форму, с указанием местонахождения оригинала, диафильмов и слайдов, аудио и видеоресурсов, электронных ресурсов для детей (коллекция детских сайтов).
Формирование НЭДБ предоставит пользователям единую удобную точку доступа к цифровым ресурсам детских библиотек страны, в том числе произведениям для детей, созданным на языках народов Российской Федерации, а библиотекам позволит рационально оцифровывать, размещать и использовать электронные ресурсы на основе корпоративного сетевого взаимодействия.
Актуальной задачей для библиотек, обслуживающих детей, станет участие в создании корпоративных информационных ресурсов России, международных проектах формирования цифровых ресурсов, предоставляющих доступ к детским книгам на иностранных языках. Взаимообмен лучшими детскими книгами позволит детям разных стран познакомиться с уникальными изданиями мировой литературы для детей, в том числе, с лучшими образцами отечественной детской литературы.
Формирование, хранение и обнародование контента, созданного пользователями - одно из перспективных направлений деятельности современной детской библиотеки, способствующее культурной самоидентификации ребенка, включенности в единое культурно-историческое пространство страны.


Информатизация детских библиотек и обеспечение безопасности детей в библиотечно-информационном пространстве


Внедрение новых технологий продвижения услуг для детей заметно повышает уровень требований к базовым направлениям работы библиотеки: формированию фондов и организации каталогов, библиотечно-информационному обслуживанию детей, образовательно-просветительской, культурно-досуговой деятельности.
Автоматизация библиотеки выступает как ключевой инструмент модернизации и средство достижения стратегических целей развития детской библиотеки. Автоматизация рутинной деятельности высвободит персонал для освоения новых специальностей и компетенций, нужда в которых возникает по мере усложнения задач, решаемых детской библиотекой в эпоху информатизации.
Необходимо ускорить темпы компьютеризации и увеличить объемы сетевого взаимодействия библиотек, обслуживающих детей, обеспечить обучение персонала и пользователей работе в высокотехнологичном библиотечно-информационном пространстве. Внедрение информационных технологий как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации предусматривает:
• приоритетное укрепление IT-инфраструктуры библиотек, обслуживающих детей;
• участие библиотек для детей в корпоративных проектах по созданию и взаимному использованию электронных ресурсов в режиме on-line и режиме удалённого доступа;
• оснащение библиотек современными техническими средствами и программными продуктами с последующим систематическим их обновлением;
• обеспечение доступа пользователей к ресурсам Интернет и электронным базам данных;
• создание автоматизированных рабочих мест для пользо¬вателей, в том числе для инвалидов с использованием адаптивных технологий;
• формирование системы обучения детей использованию IT-технологий в библиотеках.
Развитие новых информационных технологий привносит также опасности и риски для здоровья и развития детей. Особенно актуальным в ближайшие годы будет развитие технологий обеспечения безопасности ребенка в информационно-библиотечном пространстве.
На библиотеки, занимающиеся обслуживанием детей, возлагается решение следующих задач:
• обучение детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве;
• предупреждение рисков вовлечения детей в противоправную деятельность, порнографию;
• создание механизмов экспертизы фонда документов и интернет-контента для детей;
• создание порталов, баз данных, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей.


Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность


В ближайшие годы необходимо качественно изменить ситуацию с научно-методической деятельностью в сфере библиотечного обслуживания детей, обеспечив ее опережающее развитие. Особая роль в этом процессе возложена на крупные федеральные и региональные детские библиотеки.
Ключевым направлением деятельности является изучение, мониторинг, научно-методическое обеспечение функционирования библиотек, обслуживающих детей, оснащение направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими рекомендациями для повышения доступности, качества и востребованности библиотечно-информационных услуг.
Важнейшей составляющей научно-исследовательской деятельности библиотек должна стать популяризация и транслирование ее результатов. Накопленная научная и методическая информация должна содействовать практической реализации инновационных методик, развитию корпоративного сотрудничества библиотек, обслуживающих детей.
Научно-методическое руководство со стороны головных федеральной и региональных библиотек необходимо трансформировать в корпоративное сетевое партнерство в целях выработки общей библиотечной политики, реализации совместных проектов, решении текущих проблем основной деятельности.
Приоритетным направлением остается деятельность детских библиотек по изучению литературы для детей и сохранению традиций отечественной книжной культуры, возрождение системы рекомендательной библиографии в стране, координация усилий специалистов, изучающих детскую литературу.
В свете новых законодательных реалий, предусматривающих отнесение информационной продукции и запрещающих её распространение среди детей в зависимости от их возраста, актуальным становится системное развитие экспертной деятельности в области детской литературы и чтения.
Перспективной задачей является внедрение новых информационных технологий в практику повседневной методической деятельности: расширение интерактивного он-лайн взаимодействия на основе виртуальных методических объединений библиотек, работающих с детьми.


Развитие кадрового потенциала


Будущее российских библиотек напрямую зависит от решения задачи обеспечения библиотечной отрасли квалифицированными специалистами. Внедрение новых технологий в жизнь библиотеки призвано поддерживать спрос на библиотечные услуги и содействовать кадровому обновлению библиотек. Содействовать этому процессу призвана проектная деятельность библиотек, работающих с детьми, в ходе реализации которой не только отрабатываются новые технологии, но и выявляется персонал, способный в дальнейшем обеспечить технологический прорыв в различных направлениях библиотечной работы.
В связи с закрытием практически всех кафедр по библиотечной работе с детьми и юношеством в профильных вузах остро не хватает кадров для детских библиотек. В ближайшее время необходимо привести систему подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями современной библиотечной деятельности.
Наряду с профильными специалистами – библиотекарями, библиографами, каталогизаторами и т.д. – в библиотеку должны придти люди, обладающие знаниями в области педагогики, информационных технологий, маркетинга и менеджмента.
В дополнение к традиционной вузовской подготовке библиотечные специалисты должны получить возможность получения послевузовской квалификации библиотекаря, работающего с детьми. С переходом России на новые стандарты образования такой подход может быть реализован через магистратуру.
Ключевую роль в развитии кадрового потенциала должна выполнить организация на базе федеральных и региональных детских библиотек системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, что позволит не только повысить профессиональный уровень уже имеющихся кадров, но осуществить компенсацию недостающего профессионального знания у молодых специалистов.
Центры дополнительного профессионального образования библиотечных специалистов, работающих с детьми с получением соответствующей лицензии на право ведения образовательной деятельности будут решать следующие задачи:
• определение приоритетов и задач непрерывного библиотечно-информационного образования сотрудников детских библиотек;
• обеспечение возможности гарантированного получения работниками библиотек, в том числе с не библиотечным образованием, профессиональных знаний, необходимых для выполнения новых функциональных задач и видов деятельности;
• реализация профессиональных образовательных программ повышения квалификации по инновационным направлениям развития библиотечно-информационной деятельности;
При реализации программ повышения квалификации необходимо широко использовать технологии дистанционного образования, которое резко сокращает временные и финансовые затраты библиотек на обучение сотрудников, а также применять современные интерактивные формы и методики обучения, такие как кейс-технологии, коуч-обучение и др. с использованием мультимедийных ресурсов и интернет-технологий.
В росте профессионального уровня библиотечных работников призвана сыграть значительную роль государственная поддержка повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В практику следует ввести профильные стажировки в крупнейшие библиотеки и грантовую поддержку командировок сотрудников детских библиотек для изучения передовых технологий в сфере информационно-библиотечного обслуживания детей.
Фактором, способствующим обновлению и привлечению высококвалифицированных кадров в детские библиотеки должно стать увеличение средней заработной платы библиотечных работников до уровня не ниже средней в соответствующем регионе РФ.


Материально-техническое обеспечение библиотек, обслуживающих детей


Базовая задача модернизации материально-технической базы библиотек, обслуживающих детей, состоит в обеспечении комфортной и безопасной среды для предоставления современных библиотечно-информационных услуг пользователям
Имущественный комплекс библиотек, обслуживающих детей нуждается в существенном обновлении. Большинство детских библиотек размещено в неприспособленных зданиях, значительная часть которых находится в аварийном состоянии, подлежит ремонту и реконструкции.
Необходимо разработать нормативы и стандарты, касающиеся размещения и технического оснащения детских библиотек, провести тщательный мониторинг состояния материально-технической базы детских библиотек и библиотек, обслуживающих детей, для разработки и принятия решений в этой области.
Опираясь на нормативы и существующий мировой опыт, специализированные детские библиотеки и структурные подразделения, обслуживающие детей, должны обеспечиваться площадями, соответствующими государственным и социокультурным задачам и функциям данных библиотек, количеству пользователей и объему фондов.
Распределение технических средств, компьютерной техники, программ, комплектующих для библиотек, обслуживающих детей, должно иметь приоритетный характер. Должен быть преодолен принцип вторичного отношения к материально-техническому обеспечению библиотек, обслуживающих детей.


Ресурсное обеспечение реализации Концепции


Финансовое обеспечение реализации Концепции будет осуществляться в рамках бюджетного финансирования и за счет внебюджетных источников, в том числе за счет:
• средств, поступающих от Учредителя на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение государственных работ);
• средств от участия в федеральных, региональных и ведомственных программах;
• привлеченных внебюджетных и спонсорских средств.
Деятельность библиотек, занимающихся обслуживанием детей, по привлечению внебюджетных средств, направленных на развитие дополнительных социально-значимых услуг, не может служить основанием для уменьшения объёмов бюджетного финансирования из государственного и муниципальных бюджетов.


Ожидаемые результаты реализации концепции


Реализация настоящей Концепции позволит сохранить накопленный библиотеками потенциал и вывести информационно-библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации на новый качественный уровень, будет способствовать сохранению, развитию и координации работы библиотек страны в рамках единого информационного и культурно-просветительского пространства.
Ожидаемые результаты:
• Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие библиотечного обслуживания детей в России
• Сохранение и развитие сети детских специализированных библиотек и структурных подразделений, создание всероссийского реестра библиотек, осуществляющих обслуживание детей
• Формирование на федеральном и региональном уровне государственного заказа на весь спектр библиотечного обслуживания детей: от сохранения библиотечного фонда до предоставления качественных и разнообразных информационно-библиотечных услуг
• Увеличение числа читающих детей при росте общего количества пользователей публичных библиотек
• Создание условий для формирования информационной культуры, нравственных и гражданских ориентиров личности ребенка, развития устойчивого интереса к чтению, отечественной истории и культуре
• Обеспечение равного доступа к информационным и культурным ресурсам и услугам, независимо от места проживания ребенка
• Укрепление взаимодействия детских библиотек с образовательными учреждениями и их интеграция в систему дополнительного образования и самообразования
• Реализация мер по обеспечению поддержки государственной политики по вопросам оказания помощи детям с особыми потребностями и одаренным детям
• Сохранение, пополнение фонда детской литературы Российской Федерации формирование национальной электронной детской библиотеки, как важнейшего ресурса развития культуры народов России
• Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
• Модернизация материально-технической базы библиотек, обслуживающих детей, расширение библиотечных услуг с использованием новых информационных технологий
• Развитие федеральных и региональных детских библиотек в качестве научных и методических центров
• Укрепление кадрового состава библиотек специалистами разного профиля