Методические рекомендации
Из фонда отдела

Долбилова, Юлия Викторовна
Нетрадиционные и игровые уроки по литературе
: [практическое пособие] / Ю.В. Долбилова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 285 с. ; 21 см. - Серия "Библиотека учителя"). - На обл. авт. не указан. - Библиогр.: с. 281 (6 назв.). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-16005-3 (в пер.).


На страницах книги автор показывает, что нетрадиционные, нестандартные формы уроков, а также самые разнообразные игровые материалы являются неотъемлемой частью учебного процесса. Они уже стали обязательным элементом, прочно вошедшим и занявшим свою собственную, отдельную нишу в школьной программе по литературе, в которой предусмотрены как уроки внеклассного чтения, так и внеклассная работа по данному предмету.
Данная книга является практическим пособием для учителей, помогающим разнообразить уроки литературы в современной общеобразовательной школе и сделать их более интересными и занимательными для детей. Достигаются эти цели благодаря представленным игровым материалам и подробно описанным планам-сценариям и планам-конспектам нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по конкретным темам. Эти уроки предназначены для учащихся средних классов общеобразовательных школ и специализированных учебных заведений гуманитарного направления. В книге содержатся основные приемы и методы изучения литературы, отдельные задания в игровой форме, а также конкретные методические рекомендации и комментарии для учителей.
Книга является практическим пособием для учителей, помогающим разнообразить уроки литературы в современной общеобразовательной школе и сделать их более интересными и занимательными для детей.

Смирнова, Елена Олеговна
Лучшие развивающие игры
/ Е.О. Смирнова. - Москва : Эксмо, 2010. - 221, [17] с. : ил. ; 22 см. - (Растим первоклашку)(Журнал "Расти, первоклашка" рекомендует). - 3000 экз. - ISBN 978-5-699-38557-7 (в пер.).


При всем изобилии изданий, содержащих всяческие развивающие игры и занятия с малышами, хочу отметить эту книгу. В книге все игры разбиты тематически на: развивающие общение и внимание и нравственно-волевые качества личности ребенка, развивающие слуховое, цветовое восприятия, восприятие формы, величины, выделены игры, развивающие мышление и память. Игры приводятся с нарастанием степени сложности.
Особенностью изложения является то, что каждая игра очень подробно рассматривается: особенности игры и ее воспитательное значение, игровой материал, ход игры и советы по проведению.
Цель книги – помочь родителям, педагогам и психологам понять особенности организации обучающей и развивающей игры и успешно применить ее в воспитании детей.

Шипицына, Людмила Михайловна
Обучение общению умственно отсталого ребенка
: учебное пособие / Л.М. Шипицына. - Санкт-Петербург : ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279 с. : ил. ; 22 см. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 275-279.
- 10000 экз. - ISBN 978-5-904906-01-6 (в пер.).


Начиная с ранних этапов развития, общение приобретает личностный характер и предполагает тесное общение ребенка со взрослым. Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость.
В пособии рассматриваются особенности формирования коммуникативной сферы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Как правило, такие дети не только не умеют общаться, но и не имеют возможности пользоваться речью, как способом общения.
Автор предлагает рекомендации к организации и содержанию работы по развитию коммуникативных умений и навыков умственно отсталых школьников. Приводятся образцы планирования занятий и примерные конспекты. Вниманию читателей предложены разные методы взаимодействия, в том числе и с помощью мимики и жестов, пиктограмм(что актуально для таких детей).
Пособие состоит из теоретического и практического курсов, удобно представлено методическое руководство для учителя (темы занятий).
Пособие может представлять интерес не только для педагогов специальных (коррекционных) учреждений, но и для работников коррекционных и реабилитационных центров, а также студентов и родителей.

Кашкаров, Андрей Петрович
Чтение подростка
: Пособие для отцов / А.П. Кашкаров, З.Н. Овсянкина. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2010. - 191 с. ; 21 см. - (Библиотекарь и время. XXI век : 100+100 выпусков ; Вып. 129). - Библиогр.: с. 184-187 (78 назв.). - 1000 экз. – ISBN 978-5-8167-0037-5.


Родители часто жалуются, что дети стали неуправляемыми, а их поведение буквально «сводит с ума». Современным детям не хватает дисциплины и... чтения. Таков лейтмотив этой книги. Быть родителями - самая важная из всех профессий. Искусством быть хорошими родителями обладают далеко не все. Насколько хорошо вы сможете им овладеть?
Андрей Кашкаров, уже знакомый российскому читателю своими дельными советами в области детского чтения, считает, что секрет хороших мам и пап состоит в следовании определенным правилам. Многие из этих правил могут показаться совершенно очевидными с точки зрения здравого смысла, но поверьте: в общении с подростком, который убежден, что весь мир существует только ради его удовольствия, о них очень легко позабыть в самый нужный момент. Даже самые простые правила заслуживают того, чтобы повторить их лишний раз - для широкого круга читателей.
Практическое пособие, в котором представлено отражение отцовского опыта воспитания чтением девочки 11-ти лет, адресовано родителям, имеющим детей-подростков. В книге рассказывается об особенностях психологического развития детей младшего подросткового возраста, даны ценные рекомендации по воспитанию чтением, обучению выразительному чтению, привитию навыков декламации и актерской работы. Отдельная глава посвящена библиотекам и библиотекарям, их проблемам и новациям.
Книга будет полезна не только родителям, школьным библиотекарям и психологам, но и подросткам, которые ищут ответы на «вечные» вопросы жизни.

зав. методическим отделом ЦГДБ имени М.Горького

Кузнецова И.В.